rus eng  
 
Новости
Институт
Проекты
Партнёры
 
Инновации, специализация и сети
Концепция инноваций
От линейной модели инновации к нелинейной
Концепция системы инноваций
Инновационная система как часть экономической системы
Промышленные, национальные и региональные инновационные системы
От пути зависимости к пути созидания
Новая роль государства
Кластерная политика
Публикации

Что такое инновационная система?

Концепции инновационных систем появились на западе в 80-е годы и активно развивались в 90-е годы прошлого столетия такими учёными как: Arundel, Cooke, Edquist, Foray, Freeman, Galli, Hamalainen, Johnson, Malmberg, Maskell, Metcalfe, Saviotti, Schienstock, Soete, Teubal и другими.

Применение системного подхода в исследовании инноваций оправдывается целью уловить системный, взаимозависимый характер инноваций, и технических изменений (Soete and Arundel 1993, Freeman 1997). Поэтому этот подход объединяет несколько различных факторов, которые формируют и влияют на инновации, включая организационные и институциональные факторы, а также подчеркивает их взаимозависимость и двустороннее взаимодействие. Основная предпосылка - это эффективная коммуникация и комбинированная деятельность нескольких различных участников, которая дает начало технологическим и другим инновациям. Идеи, лежащие в основе инноваций, как правило, исходят из многих источников и разных стадий исследований, разработок, передачи знаний, обучения или рыночного спроса. Инновационный процесс основан на сложной системе взаимосвязей. Различные элементы этой системы производят различные знания, управляют их потоками, распределяют и применяют знания. Эффективность инновационного процесса во многом определяется тем, каким образом основные участники этого процесса взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования новых знаний - инновационной системы. Понимание инноваций как многоотраслевого процесса, в который включено некоторое количество различных участников с различными компетенциями и возможностями, которые постоянно обмениваются знаниями и взаимодействуют для того, чтобы произвести новый продукт или технологический процесс или другую инновацию, приводит к пониманию принципа системы инноваций.

Если мы обратимся к ранним дефинициям Концепции инновационных систем, то национальная инновационная система определяется Freeman как "сеть институтов в общественном и частном секторах, чья деятельность и взаимодействие инициируют, модифицируют и распространяют новые технологии" (1987: 1). В соответствии с Metcalfe национальная инновационная система может быть определена как "набор отдельных институтов, которые совместно и индивидуально вносят вклад в развитие и распространение новых технологий и которые образуют структуру (рамки), внутри которых правительства формируют и применяют политики для того, чтобы влиять на инновационный процесс. По существу это система взаимосвязанных институтов для создания, хранения и передачи знаний, умений которые определяют новые технологии" (1995, см. также Galli and Teubal 1997: 345). В соответствии с OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development основана в 1961 году и является одной из крупнейших в мире организаций, занимающихся экономическими и социальными исследованиями) национальная система инноваций включает совокупность сетей, связанных таким образом, что создание и распространение технологий и их трансформация в коммерческие продукты зависит так же сильно от жизнеспособности полного набора взаимосвязей, как и от индивидуальной производительности любого элемента системы.

В последнее время концептуализируется система трансформации знаний (Schienstock and Hamalainen 2001). Это означает, что знания рассматриваются как основная входная информация, которую инновационная система получает из окружающей среды. Эти знания внутри системы трансформируются в новые знания, что означает, что знания также являются основным результатом на выходе системы. Знания могут принимать форму новых научных законов, новых идей, концепций и практик, новых патентов, новых навыков или компетенций, или технологических или организационных достижений. Процесс трансформации знаний включает следующие функции: приобретение знаний, производство знаний, распространение знаний, упорядочивание и стандартизация знаний, применение знаний, и управление знаниями. Эти функции выполняются несколькими различными организациями, включая университеты, исследовательские институты, НИОКР отделы компаний, институты трансфера технологий, институты стандартизации, патентные агентства и правительственные учреждения, включенные в инновационную политику, то есть разными по своим задачам и ролям социальными институтами. Институты рассматриваются как ключевой аспект системы инноваций. Авторы Концепции часто говорят о поддерживающем институциональном окружении. Они утверждают, что плотное институциональное окружение может стать оплотом инновационной системы. По существу институциональное окружение поддерживает, стимулирует, и регулирует процессы инноваций. Но институты не только поддерживают инновационную деятельность, они также могут препятствовать ей. Примером тому служат традиции или правовое регулирование. Для того, чтобы инновационная система работала эффективно, важно исключить институты, которые препятствуют инновациям и учредить такие, которые поддерживают инновации.

Так как ни один из участников инновационной системы не изолирован в своей инновационной деятельности, связи и процессы обмена между участниками становятся решающими факторами. Важная теоретическая и политическая проблема, которая ставится при системном подходе, та, что инновации генерируются не только индивидуалами, организациями и институтами, но также их сложными моделями взаимодействия (Saviotti 1997: 180). Системный подход представляет такой подход, при котором независимость между участниками в системе является одной из наиболее важных характеристик (Edquist 1997: 21). Чтобы понять, почему системы инноваций различаются относительно достигнутого ими экономического успеха, недостаточно просто перечислить участников и поддерживающие институты системы и описать их ресурсы. Мы должны учитывать взаимосвязи, взаимодействия и коммуникацию между этими участниками (Johnson 1997: 37). Когда участники инновационной системы связаны должным образом, они могут стать мощной машиной социально-экономического роста. В случае плохой способности к взаимодействию они могут серьезно задерживать процесс инноваций (Freeman 1987). Это означает, что успех инновационной системы в большой степени зависит от формы управления и коммуникации. И здесь на передний план выходит сетевая форма коммуникации. Некоторые определения инновационной системы ясно определяют термин "сеть". Freeman, например, определяет национальную инновационную систему как "сеть институтов …", Foray также говорит о системе знаний как о сети участников (1997: 64). Есть различные утверждения о преимуществах сетей как формы управления в инновационных системах. Экономисты ссылаются на операционные и организационные затраты, утверждая, что рынки создают высокие операционные затраты и что бюрократия создает высокие организационные затраты, в то время, как сети оптимизируют оба вида затрат. Социологи, с другой стороны, утверждают, что инновации, включая в большой степени неявные знания, зависят от надежных связей между участниками системы, которые вероятнее могут возникнуть в сетевой структуре, чем в рыночных или иерархических взаимосвязях.

Применяя системный подход, мы должны прийти к определению, как провести границы, отделяющие инновационные системы от других социальных систем. ИРИС рассматривает инновационную систему как систему продуктивного взаимодействия социальных институтов, которая, в свою очередь, также является одной из подсистем национальной экономики. Как подсистема экономики, инновационная система фокусируется на: генерации изменений в экономической системе путем приобретения, производства и распространения новых знаний (Hauknes 2000). Основная задача инновационной системы - вносить вклад в создание прироста экономики посредством производства знаний, которые особенно полезны для модернизации и обновления системы производства, продукции, услуг, и процессов. Но поскольку непосредственно элементы инновационной системы в большинстве своём являются социальными институтами, а новые знания сами по себе не являются экономическими знаниями, то инновационная система вносит вклад в экономический рост и конкурентоспособность через социальные институты. Ключевые элементы инновационной системы могут быть обобщённо представлены как власть, финансы, бизнес, образование и наука, где трое из пяти относятся в большей степени к миру социальному, нежели экономическому. Таким образом, инновационная система и особенно система коммуникации и взаимодействия её элементов, в большой степени представляет интерес для социологической науки, как новое социально-экономическое явление, обуславливающее развитие целых государств в современном мире. Концепции инновационных систем и исследования в данной сфере носят исключительно прикладной характер и основываются на опыте проектирования и создания инновационных систем в ряде стран мирового сообщества, где реализованные проекты принесли огромную социальную и экономическую пользу.

Резюмируя краткий обзор Концепции инновационных систем можно ещё раз определить ракурс, в котором нами будет рассматриваться инновационная система: Инновационная система - это система сетевого взаимодействия социальных институтов и частных лиц с целью генерации и последующего внедрения в повседневные практики новых знаний (инноваций).

© 2005-2015 “Институт Региональных Инновационных Систем"
© 2005-2015 “Institute of Regional Innovation System"